Ура! Мы летим…
Ну, наконец-то. Отпуск подписан, из многих-многих горящих и не очень туров выбран один, но самый лучший, вещи собраны, скатаны в трубочки, тщательно спрессованы и упакованы в три чемодана (и кто придумал делать их такими маленькими?!). Дорога, аэропорт, несколько часов ожидания и вот, ура, свершилось – мы гордо топаем по трапу в толпе таких же гордых и счастливых путешественников, как и мы сами. Протолкавшись по узкому проходу, находим свое место, усаживаемся и, наконец, выдыхаем. А ведь это только начало. Что же происходит дальше? Рассмотрим в деталях.
Итак, мы пришли, сели, запихнули вещи на полку, устроили сумку под ногами, откинулись на неудобном сиденье поудобнее, прикрыли глаза и морально приготовились взлетать. Самолет журчит, включает турбину, выпускает закрылки – в общем, ведет себя как грифон перед полетом, но… не летит. Да, минут десять придется постоять, а иногда и двадцать, а иногда и час двадцать. Не нервничайте и не волнуйте атмосферу своими энергетическими колебаниями. Пилот и самолет готовятся, не тревожите их. И вот когда пик раздражения на высоте, а нервы на пределе, впереди вас кто-то в форме начинает говорить и махать руками словно робот Вертер из советской киностудии. О ужас, что она говорит?!
Да, вот эта вот красивая девушка так смешно жестикулирующая перед вами в проходе. Это она – стюардесса. Признайтесь сейчас мне, только честно, кто из вас летал самолетом? Так... Отлично. А теперь, поднимите руку и ставьте лайк те, кто знает, как вести себя в случае возникновения в небе непредвиденной ситуации, или иначе – авиакатастрофы. Я знаю, вы сейчас улыбаетесь. Скептически. А вот и зря. Перед выходом на взлетку, я всегда наблюдаю за пассажирами, за их лицами, реакцией, ожиданиями и предвкушением полета. Так вот, я ни разу не видела, чтобы кто-нибудь всерьез воспринял рассказ стюардессы о том, как себя вести в случае крушения самолета. Некоторые отворачиваются и делают вид, что их это не касается, считая про себя секунды до окончания неприятного представления, кто-то наоборот, прям с каким-то театральным эффектом заглядывает стюардессе в рот, словно надеясь, что подобная внимательность будет оценена высшими силами и с их самолетом уж точно такого не случится. Не случится… Я знаю, так всегда говорят потерпевшие с моей основной работы (кто не в курсе – я милиционер, то есть, уже –полицейский по-новому). И мне, как и всем на этом свете, хочется закрыть глаза и жить в мире без войн и убийств, без воров и насильников, пропавших детей и обманутых пенсионеров. А потом я открываю глаза и живу дальше. И пытаюсь, по мере моих скромных сил, сделать реальный мир хоть чуть-чуть похож на тот, который «с закрытыми глазами». Кто знает, может следующий шанс будет ваш, и вы должны быть к этому готовы. Я знаю. Шанс выжить в авиакатастрофе ничтожно мал и об этом не хочется думать, но… вдруг это именно ваш шанс. В таком случае, знание элементарных правил поведения спасет жизнь вам и вашим близким. Итак, поехали, то есть полетели:
-
В случае разгерметизации самолета (пробой в корпусе), одевайте маску сначала на себя и только потом на всех, к кому сможете дотянуться (дети, старики, растерявшиеся пассажиры и.т.д.). Маска «выпадет» сама прямо перед вами из специального отсека и обеспечит вас кислородом.
-
Соблюдение правил безопасности. При посадке, выбирайте «самую твердую» точку в самолете, убирайте вещи на специальные багажные полки сверху и пристегивайте ремни. В экстремальной ситуации – это действительно имеет значение.
-
В случае падения самолета на воду, надувайте спасательный жилет уже за пределами самолета, иначе, при поступлении воды в салон вас «зажмет» где-нибудь под потолком как поплавок, что существенно снизит ваши шансы на благополучный исход дела.
-
Если вам удалось выбраться с терпящего крушения самолету – убегайте (или уплывайте) от него как можно дальше. Думаю, не нужно объяснять почему.
-
Ну, и напоследок, если вы вдруг стали свидетелем какого-либо подозрительного явления или разговора, в самолете либо самом аэропорту, из которого вы можете сделать вывод о возможной угрозе жизни и здоровью пассажиров или посетителей аэропорта, обязательно сообщите об этом экипажу либо служащим на регистрации. Тихо, спокойно, без шума и лишних эмоций, чтобы не привлекать к своим действиям излишнее внимание. Это, однозначно, тот случай, когда лучше пере… чем недо… Если ошибетесь, лучше посмеетесь потом над своими страхами. С близкими, дома, у камина.
Я люблю небо, хотя, немного и боюсь. В небе полно сюрпризов, а советы, приведенные ниже, позволит минимизировать их количество.
Итак:
-
Первое и самое главное: не бухайте в самолете! Да, именно так. Мне вот, например, и так страшно, так почему я должна еще и бояться злого пьяного мужчину, который грозит стюардессе и рвется в рубку «порулить этой железякой». К тому же, если вы попытаетесь пьяным погрузиться на рейс и будете вычисленными бдительными стюардессами – вас с этого рейса попросту «снимут». А деньги не вернут. И обидится не на кого будет потом, когда протрезвеете.
-
Не пользуйтесь телефонами, ноутбуками и прочими штуками, способными перебить сигналы радиоприборов самолета. Поверьте, авиаконструкторы, пилоты и стюардессы не сошли с ума и не задались подлой целью изгадить вам полет своими запретами. Просто это действительно нельзя. Вкратце, если кому интересно, в самолете существует дублированная система навигации, пилот ведет самолет не «глазами», а приборами. Общая система основана на ветряных потоках и давлении. На основании показаний высотомера определяется расстояние до земли, на основании показаний измерителя скорости (такая штука на крыльях, на пулемет похожа) – определяется скорость самолета. Вся штука в том, что эти приборы не дают высокой степени точности. Так, высотомер может давать ошибку в 50-70 м, особенно при посадке, что связано с различным уровнем давления на одинаковой высоте в разных географических точках мира. Поэтому, в самолете установлен дублирующий высотомер, которым пилоты обязательно пользуются при посадке самолета. Принцип работы: радиоволна отражается от земли и таким образом определяется расстояние до земли, то есть высота. При посадке радиоприборы основные и, в случае расхождения данных, определяющими для пилота, на высоте 50-100м от земли, будут именно показания радиоприборов. (Кстати, на большой высоте радиоприборы не работают). Мобильные телефоны, ноутбуки и прочие гаджеты работают на другой частоте радиоволн. Но, если вдруг произойдет «глюк» и ваш телефон «выйдет» на другую частоту, например, на частоту прибора, определяющего высоту самолета и, при этом, будет сбой в работе высотомера, определяющего расстояние до земли на основании давления – может случиться горе. Конечно, это практически невозможная цепь случайностей, условий и стечения обстоятельств, но… Лучше не надо. Если уж так хочется, испытайте судьбу где-нибудь в другом месте. Свою, а не всех пассажиров.
-
Не курите. Из-за курения правда, еще ни один самолет не падал, но ведь, мы не хотим быть первыми, не так ли? И вообще, завязывайте, плохая это привычка.
-
По возможности, при полете отдавайте предпочтение одежде из натуральных тканей и удобной либо спортивной обуви. И дело тут не только в вашем комфорте. При любой чрезвычайной ситуации, удобная обувь и одежда повысит ваши шансы на благополучный исход ситуации Не намного, но все же. Синтетическая одежда имеет паскудное свойство плавится при пожаре, каблуки – цепляться и встревать в щели, оно вам надо?
-
Если вас стюардесса либо командир экипажа просят вас пристегнуть, ремни, убрать вещи, держать детей, пересесть на другое место и.т.д. - подчиняйтесь не задумываясь. Спрашивать будете потом. Бояться тоже. Происходит то, что происходит. Как показывает практика, скорее всего, ничего и не происходит, просто самолет попал в зону турбулентности, воздушную яму или сильного бокового ветра, а может просто резко выходит из облачности в чистое небо и наоборот. Все это не проблема для пилота, но, дабы не стало проблемой, соблюдайте, пожалуйста, требования экипажа. Быстро и безоговорочно.
-
Я не люблю запах ацетона. И лака для ногтей тоже. И колбасу я не ем, ибо вот уже семнадцать лет как вегетарианка. И домашний самогон я тоже не пью (дополнительно см. п 1), да-да, правда, можете даже мне не предлагать. И гигиенические процедуры, вроде расчесывания волос и подпиливая ногтей я делаю дома или в специально отведенных для этого местах у специально обученных этому людей. И, да, черт возьми, я хочу того же от вас! Нет, серьезно, правила, этика и прочие нормы не просто так придуманы, соблюдайте их, и ваш полет пройдет в благостной и дружелюбной атмосфере среди милых дружелюбных пассажиров.
-
Вы летите отдыхать. Первый раз за год. Или за пять лет. Или вообще, первый раз. Естественно, положительные эмоции зашкаливают и хочется поделится этим радостным событием со всем миром. А ваш случайный попутчик - симпатичный мужчина в дорогом костюме и красными прожилками на белках глаз – летит в очередную командировку двадцать пятый раз за месяц. У него дома трое детей, в кейсе - контракты, а в мозгу вечный дедлайн. Отстаньте вы наконец от человека, ему и так тяжело, пусть хоть в самолете выспится. Не «грузите» его своими разговорами. Общее правило таково, что если со второй-третьей попытки ваш разговор не поддержали – не стоит навязываться, в конце концов, в самолете можно найти массу других интересных занятий – для этого там есть всякие журналы, еда, напитки и пушистые тучки за окном. Сосед-пассажир с которым не хочется общаться (причем, не обязательно дело в вас), а приходится на протяжении восьми-десяти часов кряду (а то вдруг мы в Тайланд летим, или в Нью-Йорк) под конец полета вызывает нервный срыв, отторжение социума и жажду убийства. И ты всерьез начинаешь задумываться о том, что восемь лет ограничения свободы - это не такой уж и большой срок…
Продолжение следует…